Гостиная


 

 Сидоров Юрий Александрович, лауреат Международного конкурса, заслуженный артист России, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных. Родился в г. Марксе Саратовской области  18-го апреля 1958 г.

"...я задыхался от восторга: ведь это же я сам сыграл."
 

ЧЕЛОВЕК БЕЗ МАСКИ

С Юрием Сидоровым беседует Александр Марчаковский

   

          Кажется, была весна, а может быть и осень - это было давно. Москва тонула в лужах и слякоти. Чтобы пробраться к нужному мне зданию через площадь трёх вокзалов, нужно было сначала сориентироваться на местности, проложить в голове маршрут, рассчитывая какую из луж можно обойти быстрее и только тогда двигаться. Я шёл на первую репетицию ещё не существующего ансамбля. Потом он будет ансамблем солистов "Русский фестиваль", "Московские балалайки" и "Московский фестиваль". Всё это один и тот же коллектив, по-разному зовущийся в разное время и в разных странах, но дело, собственно, не в этом. Именно на первой репетиции этого ансамбля я и познакомился с Юрием Сидоровым.
           Я не собираюсь писать о том, что, услышав звук его баяна,   пришёл в неописуемый восторг… потому, что всё это произойдет позже, когда около пятнадцати лет мы будем  вместе колесить по разным странам, жить в одном гостиничном номере, готовя еду на привезённой с собой плитке, ссорясь и мирясь (а никуда не денешься). И, наконец, когда мы будем  вместе играть в концертах, и после его сольных выступлений в голове будет вертеться лишь одна мысль: ты только что слышал игру мастера!
           Когда жизнь ставит его в напряжённые ситуации с людьми, поначалу он кажется нерешительным.  Но после того, как внутри себя все оценки поставлены, пойдёт с открытым забралом.          В музыке он абсолютно точно знает что  хочет сказать и как сказать с помошью своего инструмента. Музыку чувствует кожей и, слава Богу, не разучился относиться к ней с трепетом.
          Об этом я узнаю в  будущем, а пока мы просто репетировали  «Русскую мозаику» А. Цыганкова и надо сказать, особой уверенности, что ансамбль  начнёт ездить за границу с гастролями, не было. (В то время вообще нельзя было говорить, что ты отправляешься за границу, пока твой самолёт не оторвался от земли. Наш рулевой - партия могла запросто повернуть руль тому самолёту в обратную сторону даже тогда, когда он уже начал разбег и выковырять тебя из него вместе с чемоданчиками потому, что как раз в этот момент кто-то вспомнил случайно, как  на партийном собрании ты громко чихнул во время того, как докладчик произносил имя Генерального секретаря ЦК КПСС, показав тем самым, что чихать ты на него хотел.)
          Однако, ансамблю везло и он ездил. И вот за репетициями,  гастролями, кашами и супами из пакетиков, сдобренных словами что покрепче, я как-то не особенно замечал, как Юра уже для многих стал Юрием Александровичем, что он заслуженный артист России, доцент гнесинской академии и что у него много учеников.  Нет, конечно, «лицом к лицу…» и всё такое... я понимаю. Для меня он не менялся.
          С другой стороны, я видел, как он общается со своими студентами и, тоже не скажешь, что здесь он один, а там - другой.  Он не «даёт звезду» со слушателями, не играет в профессора с учениками, не нахлобучивает брови на глаза с коллегами. У жизни ведь большой ассортимент  масок, которыми многие охотно пользуются. Снять, правда, потом не всегда получается. А вот Сидоров маску не надел. Он остался человеком без маски, он остался самим собой.



 А.М.: Музыканты относятся к людям свободных профессий.  Но свобода эта относительная. И главный ограничитель этой свободы - собственный инструмент. На нём нужно заниматься, и желательно ежедневно. У тебя есть строго отведённое время для занятий или это не имеет для тебя значения?

Ю. С.: Ты знаешь, я люблю заниматься на баяне утром, когда еще и силы свежи, и эмоции не растрачены. Вот это самое благодатное время для занятий. Вечером уже чувствуется усталость, и поэтому сидеть и что-то учить для меня тяжело. А  дрессировкой рук на отдельно взятом пассаже я не увлекался никогда. Когда я работал в оркестре имени Осипова, я иногда вставал в половине шестого утра, занимался на инструменте, а потом ехал к десяти на репетицию оркестра.

А. М.: Ну да, и там, наверное, кимарил за пультом в паузах.

Ю. С.:  Ничего подобного. Я чувствовал себя превосходно, и настроение было отличное. Во-первых потому, что основная работа уже была сделана, а во-вторых, после репетиции остаток дня был свободен, и я находился в "свободном полёте".

А. М.: Надо полагать, ты по своему биологическому типу жаворонок. Ну а соседей не жалко было в полшестого утра?

Ю. С.:  Как ни странно, соседи никогда не  высказывали никаких претензий, и даже однажды, когда я после длительных гастролей встретил на лестнице соседа, он  с некоторым  сожалением заметил, что давно не слышал моего баяна.

А. М.: Значит, с соседями тебе крупно повезло. А главное - повезло, что они любят слушать, как ты играешь. Вот, кстати, по поводу игры на баяне. Тяжело ведь таскать меха туда-сюда, да и сам инструмент у тебя весит будь здоров. Может, баянистам надо физическими упражнениями заниматься? Гантельки, гирьки пудовые?

Ю. С.: Ты бы ещё штангу предложил! Нет, для того чтобы играть на баяне, вовсе не обязательно быть тяжелоатлетом. Но физическая сила, конечно, нужна, причём врождённая. А потом, сама игра и  особенно транспортировка этого "портативного" инструмента на концерт и с концерта, частые многоэтажные подъемы, (и что удивительно, без одышки)  - вот это и есть физические упражнения. Есть одно правило: чем больше  занимаешься и, главное, чем больше играешь концертов, тем лучше твоё физическое состояние. Да и... душевное тоже.
 

Мировые баянисты: Габнис, Ястребов, Патарини, Лукич, Сидоров, Бесфамильнов


А. М.: Не помню, чтобы ты исполнял много современной музыки.

Ю. С.: Ну почему? Просто ты чаще слышал мои выступления в сборных концертах, а в сольные программы я включал  произведения таких современных композиторов, как Вл. Золотарев, А. Нагаев, А. Кусяков, Е. Дербенко, В. Зубицкий и др. Они не устарели и теперь, однако в последнее время изменились требования к качеству исполняемой музыки, и музыканты уже больше смотрят на баян как на равноправный инструмент  среди  инструментов симфонического  оркестра. Соответственно, и пишут теперь для него по-другому. Яркое подтверждение тому - Концертная симфония для баяна А. Холминова и последние сонаты  Г. Банщикова.

А. М.: А из классики какой период тебе ближе?

Ю. С.: Из классики очень люблю играть сочинения Баха и Моцарта, потому что я все  время нахожу что-то новое созвучное сегодняшнему дню. Современен ли Бах?  Кто скажет "нет" - тот сам несовременен.

А. М.: Юра, нужно ли вообще играть на баяне классическую музыку со сцены? Может быть, это скорее прерогатива педагогического репертуара?

 Ю. С.: Классика в музыке - это фундамент. Уберите фундамент - и все исполнительское искусство рухнет, в том числе и баянное. Мне довольно много приходилось играть за рубежом - там классику на баяне принимают превосходно. Так что я считаю, что классику на баяне именно на сцене играть и нужно, а вот песенки всякие можно поиграть и  в кругу  друзей. Я, кстати, иногда это и делаю.

      Концерт Ю. Сидорова в Париже



А. М.:  Вот ты достаешь баян из чехла, ставишь его  на колени, привычным движением накидываешь ремни на плечи и пробегаешь пальцами по клавиатуре. Ты проделывал это уже тысячи раз. Но ведь была когда-то твоя первая встреча с инструментом?

Ю. С.: В детстве на меня большое впечатление производили гармонисты-самоучки. На каких звучных инструментах они играли! Семья наша жила в небольшом городке Марксе. Это в Саратовской области. И вот я помню, как родители взяли меня с собой на какую-то свадьбу, а там, естественно, играл гармонист. Здорово играл. В перерывах он клал гармонь на сундук, старинный такой, добротный. Как сейчас помню,  я подошел к этому сундуку, на котором лежала "уставшая" от шумного свадебного веселья гармонь, и, с затаенным дыханием, что есть сил потянул клавиатуру вверх. Она еле-еле поднялась - и я услышал, как гармонь сначала немного сопит, набирая в свои "лёгкие" воздух, а потом издаёт протяжный звук, от которого сердце моё  учащенно билось, и я задыхался от восторга: ведь это же я сам сыграл!

А. М.: И сколько же тебе годочков было, когда ты чуть не задохнулся от музыки?

 Ю. С.: Ну, мне было примерно четыре года.

А. М.: В музыкальную школу, надо полагать, ты пошёл позже.  Сам напросился?

Ю. С.: Это довольно интересная история. В маленьком волжском городке Марксе была единственная музыкальная школа, в которой работал прекрасный педагог-баянист Василий Иванович Еремин. Как я недавно узнал, выдающийся баянист Иван Яковлевич Паницкий часто приезжал со своей супругой в Маркс к Еремину, а тот в свою очередь навещал их в Саратове. И любительские записи  И.Я. Паницкого часто звучали во время занятий в стенах марксовской музыкальной школы.
Так вот. Как-то в один из весенних вечеров мой отец, работавший тогда водителем, ехал из города Энгельса в город Маркс.

А. М.: Во как! Прямо коммунистической дорогой ехал отец.

Ю. С.: А в то время все ехали коммунистической дорогой с Лениным впереди. Попробуй, сверни куда-нибудь. Отец увидел человека, голосующего на дороге, остановился и посадил его  в  кабину  своего грузовика. Дорога не близкая - ну и разговорились, пока ехали.

       - Вы в Маркс-то по делам или как? - спросил отец.
       - Да нет, домой еду, - ответил попутчик.
       - А-а, земляк, значит. А чем занимаетесь, ежели не секрет?
       - Ну, какой секрет, в музыкальной школе детишек на баяне учу играть.
       - Вот оно как. А у меня малец подрастает, Юркой зовут. Как гармонь заиграет, так всё: стоит как завороженный          и слушает.
       - Так приводите его ко мне! Вас как зовут?
       - Александр.
       - А меня Василий.
      - Слушайте, Саша, приведите его ко мне в школу. Я проверю у Вашего сына слух; если со слухом всё в             порядке, придёте поступать. Летом как раз вступительные экзамены.
       -  А что, может, Вы и правы. Глядишь, из парня толк выйдет. А кого спросить?
       - Спросите Василия Ивановича Ерёмина -  Вам скажут, где я занимаюсь.

В общем, попутчиком отца оказался мой будущий педагог.

А. М.: Это как  раз тот самый Случай, о котором говорят: "Его величество".  Видимо, от твоего педагога и любовь к обработкам И.Я. Паницкого?

Ю. С.: Конечно. Кстати, Паницкому  исполняется 100 лет в этом году. Я считаю, что его обработки народных песен - это шедевры баянной миниатюры и русской музыки вообще.

А. М.: Не хотелось уходить в комплиментарность, но твое исполнение его "Калинушки" равнодушно слушать невозможно!

Ю. С.: Спасибо.

А. М.: Однако вернёмся к нашим… баянам.  Путь от ученика музыкальной школы до известного, признанного  исполнителя долгий, и на этом пути есть такие барьеры, как конкурсы.

Ю. С.: В своей жизни я играл всего на двух конкурсах. Это был конкурс молодых баянистов Поволжья в Ульяновске в 1976 году и международный конкурс в Клингентале (Германия) в 1979 году.

А. М.: Что-нибудь особенное запомнилось?

Ю. С.: Кроме страшного волнения, ничего. Хотя нет, не совсем так.  Запомнился мой День рождения после конкурса в Ульяновске. На следующий день после заключительного концерта, 18 апреля, наступило моё совершеннолетие, и весь этот день я провёл в поезде по пути  из Ульяновска в Саратов, но настроение было такое, что трудно описать: мне 18 лет, я лауреат, и вся жизнь впереди!

А. М.: А вообще к конкурсам как относишься? Я знаю, С. Рихтер очень не любил конкурсы и участвовал только в одном - Всероссийском.

Ю. С.: Откровенно говоря, я тоже не люблю конкурсы, потому что участие в них -  колоссальный стресс, но в разумных  количествах это участие необходимо, так как дает "путевку в жизнь".

          На концерте с Ириной Дьяконовой



 А. М.: Исполнители на русских инструментах часто увлекаются джазом. Честно говоря, я ещё не слышал убедительного исполнения джазовой музыки.
В данном случае я имею в виду импровизационный джаз, т.е. когда исполнитель творит здесь и сейчас.

 Ю. С.: Должен сказать, что импровизацией я не "заражён". Импровизировать на сцене - это особое искусство, требующее огромного мастерства. А вот написанные композиторами джазовые произведения мне нравятся. Мало того, в дуэте с лауреатом Всероссийского конкурса заслуженным работником культуры домристкой Ириной Дьяконовой (по секрету скажу: это моя жена) мы сыграли множество концертов, в программе которых была Сюита в шести частях  Клода Боллинга.  Это очень известный на западе композитор, который пишет в классическом джазовом стиле.

 

Ирина Дьяконова

А. М.: А такой жанр, как лёгкая, эстрадная музыка. Сегодня практически все инструменты мира представлены в этом жанре. Это записи и с "живыми" эстрадными оркестрами, и с аккомпанементом, сделанным аранжировщиками в студии. Мне кажется, Академия вообще плохо относится к эстрадной музыке. Будем
готовить исключительно рафинированных музыкантов?


Ю. С.: Задача Академии - воспитать хорошего музыканта, а потом уже он сам выберет направление, в котором ему хотелось бы работать. Но с точки зрения эстрадной или популярной музыки, баян, конечно же, в "загоне", и это ненормально. Есть ещё одна деталь: инструмент "Юпитер", на котором сегодня играют профессиональные концертирующие баянисты, по тембру не очень подходит для исполнения такой музыки. А более подходящие итальянские инструменты такие же дорогие, как и "Юпитер", и далеко не каждый может себе позволить иметь несколько инструментов на все случаи жизни. Что касается исполнителей, есть, конечно, несколько примеров обращения к жанру легкой музыки со стороны известных баянистов, но кроме Бориса Тихонова и Виктора Гридина трудно вспомнить более или менее приличных баянистов в этом жанре.

 А. М.: Скажи, а поп-, рок-музыку слушаешь?

Ю. С.: Чтобы бегать диски покупать - так, конечно, нет. Но, безусловно, я что-то слышу по радио, по телевидению. Отмечаю для себя, что нравится, а что нет.
Может быть, это прозвучит несколько странно, но я многому научился от "Битлз". Это ведь тоже классика.

А. М.: Неплохие у тебя учителя. Вот и мы, плывя по течению нашей реки, вплываем в педагогическое русло. Вопрос  о баянных школах. Их, я так полагаю, несколько. Какие из них тебе более симпатичны?

 

Со своим бывшим педагогом
Б. М. Егоровым

Ю. С.: Самая лучшая школа для меня - это школа моего профессора, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, академика Б.М. Егорова. Могу с
гордостью сказать, что занимался у него с 1977 года, и за время учебы у нас не пропало даром ни одного занятия. Помимо этого, я еще долгое время
консультировался у него перед выступлениями на главной сцене мира в нашем жанре - Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных. Среди баянистов исполнительское искусство А. Склярова и Ю. Вострелова мне ближе, хотя, безусловно, есть, чему поучится и у Ф. Липса, и В. Семенова. У молодых баянистов многовато, на мой взгляд, манерности и подражания. А вообще сейчас немало первоклассных исполнителей. Самая мощная баянная школа сейчас в Москве. Я говорю так не потому, что я выпускник Гнесинки, а потому, что это объективно, и тому масса подтверждений в конкурсной и концертной жизни страны и мира. "Категорически" ничего не отрицаю, стараюсь брать от всех лучшее, а надуманное само отомрет.

А. М.: Ты теперь уже и сам доцент Гнесинской академии.  Кого ты сейчас воспитываешь и кого ты, слава тебе Господи, уже навоспитывал?

Ю. С.: Среди нынешних студентов - А. Антонов и В. Боярский. Фамилии уже известные; думаю, что ребята за время учебы смогут добиться успехов в профессиональной исполнительской деятельности, участвуя в различных конкурсах и, конечно, показывая постоянный рост на экзаменах. Лауреат международного конкурса им. И. Паницкого В. Боярский в прошлом сезоне стал лауреатом Дельфийских игр в Красноярске, а сейчас едет в Челябинск на "Кубок Фридриха Липса". Желаю ему удачи! Среди моих выпускников довольно много лауреатов международных конкурсов.  В. Олейников, он сейчас живет в Швейцарии, в  Лозанне, и работает преподавателем в собственной частной школе, С.Шаповал, живет и работает в США, в Канзас-Сити, много гастролирует по штатам, М. Чернов играл в
оркестре И. Громова и Л. Николаевой,  Д. Дмитриенко - солист оркестра им. Н. Осипова и заведующий кафедрой в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Ипполитова-Иванова, М. Кондратьев - артист оркестра им. Н. Осипова, А.Коломиец, работающий сейчас, к сожалению, не по профессии, но так уж жизнь сложилась.

А. М.: Ну прямо целую армию баянистов ты воспитал!  

Ю. Сидоров и Су Хан



Ю. С.:  Кстати, в последнее время много крепких ребят поступает в нашу академию, и во время учёбы студенты занимают призовые места на самых престижных международных конкурсах в Германии, Италии, Испании и на Кубке мира, проходящем ежегодно в разных странах.

А. М.: Какие-нибудь интересные или забавные случаи были, связанные со студентами?


Ю. С.: Конечно, были и бывают постоянно. Иногда жалею, что не записываю: забываются со временем.  Как-то в специализированном институте искусств, где я преподаю помимо РАМ им. Гнесиных и ГМПИ им. Ипполитова-Иванова, у меня занимался Володя Щербаков из Владикавказа. Я дал ему в программу Прелюдию и фугу до-мажор Черногорского и говорю: "Когда текст разберёшь, позвони".  И вот через какое-то время звонит он мне и говорит: "Юрий Александрович,  здравствуйте, Черномырдина я уже "разобрал"...  

А. М.: Черномырдин и не подозревал, что в одночасье стал композитором. Кстати, он очень любит народные инструменты и песни. Точнее сказать, не народные, а русские инструменты.

Ю. С.: Полностью с тобой согласен! Я много раз задавал себе вопрос: почему баян называют народным инструментом? И пришёл к выводу, что это делают специально, чтобы особо не давать дороги. Раз народный, то пусть в народе и играют на баяне. И это привело к тому, что по телевидению теперь не увидишь ни одного "народного" инструмента.


А. М.: И ведь даже телеканал "Культура" нас не жалует. Я бы сказал, что наши инструменты: и домра, и балалайка, и уж тем более баян, - вышли на такой профессиональный уровень, что не замечать этого (а  ещё и умышленно не замечать) - губительно для национальной культуры и национальной идеи. И наши факультеты в ВУЗах должны называться не факультетами народных инструментов, а факультетами русских инструментов или русских национальных. Это, конечно, тема для особого разговора, и думаю, ее нужно поднять в журнале.

Ю. С.: Поддерживаю абсолютно.

А. М.: Ну а что мы, в самом деле, всё о деле да о деле?  Как ты бездельничаешь? Есть ли какие-то увлечения?

Ю. С.: Сказать, что я бегаю с теннисной ракеткой по корту, я не могу, крючком тоже не вяжу, а вот что правда люблю делать, так это что-нибудь мастерить или ремонтировать. И, если надо что-то починить, голова быстро соображает и находит наиболее рациональное решение, как и что сделать. Конечно, ещё и профессиональные инструменты здорово помогают. Сейчас ведь не то что раньше: всякого инструмента полно.

А. М.: Я даже и не подозревал, ты у нас такой мастеровой.

Ю. С.: Для меня это отдых. Я получаю от этого удовольствие и на время выхожу из
повседневной московской гонки на выживание. В эти минуты я понимаю, что жизнь все-таки прекрасна, но об этом сейчас многие забывают...

 




Высказать мнение
                                                                     2006 г.
Литературная редакция Петра Энтиса

 
Hosted by uCoz