|
Я
уже не первый раз встречаюсь с тем, что исполнители сокращают мой Концерт №
1 для балалайки с оркестром, а именно - купируют adagio. Категорически с
этим не согласен. Мало того, меня этот факт приводит в уныние. Это означает,
что музыканты не знают, что им делать с этим местом, а вернее, что им в этом
месте делать. Поэтому, конечно же, рука так и тянется к ножницам. Прямо как
плохие хирурги, ей Богу - не знают, как лечить, сразу давай отсекать. А ведь
это не дивертисментный эпизод, не случайная вставка, которой можно
пожертвовать. Там, в оркестре, происходит развитие Побочной партии и
элементы этого развития появятся перед кодой (вспомните "вздохи" оркестра -
это отсюда). Кроме того, именно в разработочной части возникает контраст
между Главной партией и Побочной - Главная партия становится более
агрессивной, а Побочная так и остаётся выражением покоя. И контраст этот не
в сопоставлении самих тем, а в сопоставлении эпизодов, где эти темы
участвуют. Таким образом, тема Побочной партии, пройдя свой путь, становится
с одной стороны темой пространства (её первая половина, проведённая в
оркестре), а с другой - дуэтом согласия балалайки и рояля (вторая половина).
А вот тема Главной партии практически изжила себя, и от неё осталась лишь
реминисценция в репризе и отголосок в коде.
Здесь нужно
сказать несколько слов о партии рояля. Некоторые исполнители и здесь
поработали ножичком. Сокращают её в начале и в середине, оставляя лишь
дуэтное место и финальные куски. Получается, что рояль выскакивает как чёрт
из табакерки. Поймите, рояль должен сопровождать вас от начала до конца. Это
ваш самый лучший и самый добрый друг. Он не выступает на первый план, но его
присутствие всегда ощущается. Вы бредёте в толпе, но знаете, что ваш друг
здесь, поблизости, и он всегда вас поддержит. Господи, ну какой ещё привести
довод? Да просто это красиво – сочетание оркестра и рояля, разве вы не
слышите? Давайте, наконец, учиться играть на фортепиано как следует, вы сами
всё поймёте. Ну не может музыкант не знать этого инструмента, а особенно
народник. Ведь столько музыки проходит мимо. Мы и пятой части её не изучаем,
играя на балалайке. Безусловно, можно и нужно много музыки послушать, но ещё
нужнее пропустить много музыки через себя. Когда человек учит какой-то язык,
он может до посинения слушать слова, но, если он их не будет произносить,
разговаривать он не научится. Но, вернёмся к Концерту.
Безусловно,
adagio - это сугубо оркестровое место и, замечу, не самое простое для
народного оркестра. В симфоническом оркестре тембры настолько различны, что
нужно лишь сыграть ноты и всё становится на свои места. В народном оркестре
этому месту следует уделить особое внимание, чтобы все переклички стали
ощутимыми, рельефными. Иначе всё превращается в кашу. И ошибка дирижёров
заключается в том, что они пытаются в этом месте аккомпанировать солисту, а
необходимо играть это место как solo оркестра. ( Для солиста это маленький
островок, на котором он должен отдохнуть, чтобы снова плыть дальше.)
И вот я подошёл к тому месту, где расскажу, как я сам однажды разрешил
не играть этот эпизод и почему.
А было это во
время Международного конкурса им. В. В. Андреева в Твери. Среди
балалаечников абсолютным лидером был Андрей Горбачёв. Никто не сомневался в
его победе, но третий тур - коварная штука. Можно и спикировать. В программе
Андрея был заявлен мой "Концерт". Аккомпанировать конкурсантам на третьем
туре был приглашён оркестр им. В.В. Андреева из Санкт-Петербурга. Перед
конкурсным прослушиванием я приехал в концертный зал на репетицию. Всё было
хорошо, кроме adagio. Здесь начиналась полная неразбериха, одни шли в одну
сторону, другие в другую. Было очевидно, что этот кусок нужно делать, а
времени на это не было. Вот тогда я разрешил не играть adagio, только для
того, чтобы не портить выступление Андрею Горбачёву. Это, я подчёркиваю,
было исключением! Кстати, дирижёр тогда тоже пытался уверить меня, что это
неудачное место, но он не знал, что к тому времени "Концерт" был уже записан
в фонд радио с народным артистом СССР Н.Н. Некрасовым и adagio, почему-то,
получилось. У нас было порядка четырёх репетиций и две "живые" передачи
перед записью в фонд и ни разу у дирижёра не возникло мысли о сокращении
adagio. Не возникло этой мысли и у народного артиста России дирижёра С.И.
Скрипки, который сыграл Концерт с симфоническим оркестром в Жуковском
(солист Д. Калинин). Но некоторым балалаечникам такое озарение нисходит. Как
только попадётся новое произведение, так давай его кроить каждый под себя.
Одному аккорд не понравился - срезать, другому в теме что-то не так -
изменить, третьему - регистр высоковат - на октаву вниз, немедленно. Всё им
хочется что-нибудь да улучшить. Послушайте, дорогие улучшанские-ухудшанские,
я сочинял этот Концерт в трезвом уме и твёрдой памяти. Мало того, я сам
балалаечник и прекрасно знаю инструмент, и знаю, что звучит на балалайке, а
что не звучит.
Балалаечник, остановись! Прежде, чем ты начнешь что-то переделывать, вспомни
старую добрую истину: лучшее - враг хорошего.
Я понимаю, что моё мнение, как автора, вас мало интересует, господа
коллеги-балалайкисты, но, всё-таки, мне хочется, чтобы вы знали -
|
|
|