Я уже не первый раз встречаюсь с тем, что исполнители сокращают мой Концерт № 1 для балалайки с оркестром, а именно - купируют adagio. Категорически с этим не согласен. Мало того, меня этот факт приводит в уныние. Это означает, что музыканты не знают, что им делать с этим местом, а вернее, что им в этом месте делать. Поэтому, конечно же, рука так и тянется к ножницам. Прямо как плохие хирурги, ей Богу - не знают, как лечить, сразу давай отсекать. А ведь это не дивертисментный эпизод, не случайная вставка, которой можно пожертвовать. Там, в оркестре, происходит развитие Побочной партии и элементы этого развития появятся перед кодой (вспомните "вздохи" оркестра - это отсюда). Кроме того, именно в разработочной части возникает контраст между Главной партией и Побочной - Главная партия становится более агрессивной, а Побочная так и остаётся выражением покоя. И контраст этот не в сопоставлении самих тем, а в сопоставлении эпизодов, где эти темы участвуют. Таким образом, тема Побочной партии, пройдя свой путь, становится с одной стороны темой пространства (её первая половина, проведённая в оркестре), а с другой - дуэтом согласия балалайки и рояля (вторая половина). А вот тема Главной партии практически изжила себя, и от неё осталась лишь реминисценция в репризе и отголосок в коде.
           Здесь нужно сказать несколько слов о партии рояля. Некоторые исполнители и здесь поработали ножичком. Сокращают её в начале и в середине, оставляя лишь дуэтное место и финальные куски. Получается, что рояль выскакивает как чёрт из табакерки. Поймите, рояль должен сопровождать вас от начала до конца. Это ваш самый лучший и самый добрый друг. Он не выступает на первый план, но его присутствие всегда ощущается. Вы бредёте в толпе, но знаете, что ваш друг здесь, поблизости, и он всегда вас поддержит. Господи, ну какой ещё привести довод? Да просто это красиво – сочетание оркестра и рояля, разве вы не слышите? Давайте, наконец, учиться играть на фортепиано как следует, вы сами всё поймёте. Ну не может музыкант не знать этого инструмента, а особенно народник. Ведь столько музыки проходит мимо. Мы и пятой части её не изучаем, играя на балалайке. Безусловно, можно и нужно много музыки послушать, но ещё нужнее пропустить много музыки через себя. Когда человек учит какой-то язык, он может до посинения слушать слова, но, если он их не будет произносить, разговаривать он не научится. Но, вернёмся к Концерту.
           Безусловно, adagio - это сугубо оркестровое место и, замечу, не самое простое для народного оркестра. В симфоническом оркестре тембры настолько различны, что нужно лишь сыграть ноты и всё становится на свои места. В народном оркестре этому месту следует уделить особое внимание, чтобы все переклички стали ощутимыми, рельефными. Иначе всё превращается в кашу. И ошибка дирижёров заключается в том, что они пытаются в этом месте аккомпанировать солисту, а необходимо играть это место как solo оркестра. ( Для солиста это маленький островок, на котором он должен отдохнуть, чтобы снова плыть дальше.)
И вот я подошёл к тому месту, где расскажу, как я сам однажды разрешил не играть этот эпизод и почему.
          А было это во время Международного конкурса им. В. В. Андреева в Твери. Среди балалаечников абсолютным лидером был Андрей Горбачёв. Никто не сомневался в его победе, но третий тур - коварная штука. Можно и спикировать. В программе Андрея был заявлен мой "Концерт". Аккомпанировать конкурсантам на третьем туре был приглашён оркестр им. В.В. Андреева из Санкт-Петербурга. Перед конкурсным прослушиванием я приехал в концертный зал на репетицию. Всё было хорошо, кроме adagio. Здесь начиналась полная неразбериха, одни шли в одну сторону, другие в другую. Было очевидно, что этот кусок нужно делать, а времени на это не было. Вот тогда я разрешил не играть adagio, только для того, чтобы не портить выступление Андрею Горбачёву. Это, я подчёркиваю, было исключением! Кстати, дирижёр тогда тоже пытался уверить меня, что это неудачное место, но он не знал, что к тому времени "Концерт" был уже записан в фонд радио с народным артистом СССР Н.Н. Некрасовым и adagio, почему-то, получилось. У нас было порядка четырёх репетиций и две "живые" передачи перед записью в фонд и ни разу у дирижёра не возникло мысли о сокращении adagio. Не возникло этой мысли и у народного артиста России дирижёра С.И. Скрипки, который сыграл Концерт с симфоническим оркестром в Жуковском (солист Д. Калинин). Но некоторым балалаечникам такое озарение нисходит. Как только попадётся новое произведение, так давай его кроить каждый под себя. Одному аккорд не понравился - срезать, другому в теме что-то не так - изменить, третьему - регистр высоковат - на октаву вниз, немедленно. Всё им хочется что-нибудь да улучшить. Послушайте, дорогие улучшанские-ухудшанские, я сочинял этот Концерт в трезвом уме и твёрдой памяти. Мало того, я сам балалаечник и прекрасно знаю инструмент, и знаю, что звучит на балалайке, а что не звучит.
            Балалаечник, остановись! Прежде, чем ты начнешь что-то переделывать, вспомни старую добрую истину: лучшее - враг хорошего.
Я понимаю, что моё мнение, как автора, вас мало интересует, господа коллеги-балалайкисты, но, всё-таки, мне хочется, чтобы вы знали -
 
Hosted by uCoz