Шел обычный
урок в классе Владимира Борисовича Болдырева. Студент показывал новую пьесу.
Болдырев время от времени останавливал его, делал какие-то замечания, и
ученик снова продолжал играть. Я настроил камеру, чтобы снять урок, но
снимать особенно было нечего. Стало как-то даже обидно - думал, что
сейчас услышу суперумные слова, выводы и наставления, а ничего этого не
было. Всё на каких-то полутонах, полусловах. Но вся штука в том, что и
ученик, и учитель прекрасно понимали друг друга и после каждого такого
полуслова ученик играл уже по-другому.
Владимир Борисович, безусловно, относится к тем людям, которых называют
мудрыми. Но удивительно то, что встречаясь с ним, никогда не думаешь об его
возрасте и я, всё-таки, позволю себе употребить растиражированную фразу –
«он сумел сохранить молодость души» - вовсе не для красного словца, а
потому, что это так и есть на самом деле.
-
Вот, Юрий Сидоров в детстве задыхался от восторга, когда слышал, как
играет гармонь, а Валерий Ельчик был потрясен звучанием рояля с оркестром, а
что у Вас стряслось в детстве, почему Вы вдруг начали учиться музыке?
-
Я жил в Воронеже на улице Балтийской в доме номер четырнадцать, а в
шестнадцатом доме, т. е. через забор, жил педагог музыкального училища
Василий Федорович Зубченко, он преподавал балалайку и домру. Но я тогда,
естественно, не знал, что он педагог. И вот они с моим отцом часто ходили на
рыбалку на ночь и меня иногда брали с собой. Конечно, застолья у них там
бывали. И вот Василий Иванович всё время говорил моему отцу: "Борис, погляди
какие у твоего сына пальцы длинные. Ему балалаечником надо быть."
Ну, а потом, пришло время, и
меня отдали на отделение педпрактики в музыкальном училище, где я и начал
учиться играть на балалайке. То есть началось у меня всё, можно сказать,
по-соседски, без потрясений.
-
У кого Вы учились на отделении педпрактики?
 |
| В школе педпрактики |
- Педагог у меня был Максим Андреевич Бородин, ему сейчас за девяносто, а
тогда он учился на четвёртом курсе училища. После окончания училища он пошел
работать в музыкальную школу, и я туда поступил в первый класс.
 |
| С М. А. Бородиным |
А после
школы я поступил в музыкальное училище и занимался там у Василия Федоровича,
у того самого, который дружил
с моим отцом. Училище я закончил за три года,
с шестьдесят третьего по шестьдесят второй год я учился в училище, а после
окончания приехал вот сюда, в Москву к П. И. Нечепоренко.
-
Давайте еще немного задержимся в детстве. Каким оно было?
Родители были строгие?
-
Детство как у всех пацанов, которые в частном секторе жили: "Война",
"Казаки-разбойники". Но заниматься родители заставляли. Неохота ведь.
Хочется
книжку почитать, по улице побегать, а тут... надо на балалайке
играть. А потом я уже втянулся и не надо было меня заставлять. В общем,
выбор делал я сам. И в училище, и в институт им. Гнесиных я поступал по
собственному решению. Ещё, будучи студентом училища, я принимал участие в
конкурсе артистов эстрады. В Воронеже был отборочный тур.
 |
| Друзья на век |
- Это когда было?
Это был шестьдесят второй год.
- Ну и как, стали артистом эстрады?
- Мне дали грамоту и поощрительную премию - деньги. Зашили их в
трусы, и я привёз их домой маме.
- То есть училище Вы закончили в Воронеже?
-
Да. Отец не пустил в Москву. Сказал, что если способности есть, то я и в
Воронеже выучусь. И, в общем-то, правильно сделал. Мало ли что тут со мной
могло произойти за четыре года.
Москва - город соблазнов.
 |
| Минздрав предупреждает! |
- А почему всё-таки решили ехать в Москву в институт поступать?
-
В Воронеже тогда ещё не было музыкального ВУЗа. Ну, а потом, я
когда учился, интересовался: какие есть исполнители и педагоги, ходил на
концерты. И тогда я уже знал, что есть Нечепоренко и что он лучший. Причём,
я же с ним познакомился в 62-м году на конкурсе. Он был председателем Жюри.
-А вы с ним общались?
-
Конечно, я даже домой к нему ездил и первый "втык" от него
получил - опоздал.
- Да, он это страсть как не любит.
-
Вот, а потом уже в 66-м году я приехал к нему поступать.
- Кстати, у Вас там какая-то история была с поступлением.
- А история такая: я сдавал вступительные экзамены немного раньше, чем
все остальные потому, что мне нужно было ехать в Японию.
-
Дело в том, что в Воронеже был довольно сильный ансамбль профтехобразования
и я с ними ездил в Италию. Меня туда взяли для усиления балалаек. Отзывы обо
мне были хорошие и меня взяли на заметку. И когда возникла поездка в Японию,
меня вызвали в Москву, поселили в гостинице "Юность" и потом пригласили в ЦК
ВЛКСМ. Вот, говорят, нужно съездить в Японию. Я подумал, подумал и решил: в
Японию я ещё, может быть, и поеду, а вот институт потеряю. И я стал
отказываться.
-
В общем, вопрос решался на уровне Секретаря ЦК ВЛКСМ. Позвонили Юрию
Владимировичу Муромцеву, тогдашнему ректору гнесинского института и
договорились, что я буду сдавать экзамены раньше - со
студентами-выпускниками, они сдавали Госэкзамены, а я – вступительные. И
вот, когда я вернулся из Японии, сразу побежал в институт посмотреть:
поступил-не поступил. Смотрю, в списке есть моя фамилия, ну, значит,
поступил, слава тебе, Господи!
 |
| В классе П. И. Нечепоренко |
- Как складывались Ваши отношения с Нечепоренко, он был строг по
отношению к вам?
- Ну как ко всем. Я помню, куда-то нужно было ехать с концертами,
он сказал: «Ему учиться нужно, а не по гастролям ездить. Ни аппарата нет,
ничего нет» и не отпустил. Но надо сказать, я довольно быстро всё усваивал и
уже со второго курса он оставлял меня заниматься с первокурсниками, когда
сам уезжал на гастроли.
- То есть уже доверял?
- Да, но особо не хвалил. Только, когда я поступал к нему в аспирантуру
и сыграл «Воронежские акварели» Ю. Шишакова, он сказал: « Ну, вот, теперь я
вижу, что ты вырос в самостоятельного зрелого музыканта.»
- А из студенческой жизни, что вспоминается?
- Вспоминается всё, о чём в интервью не говорят. (Смеётся.) А
вообще, у нас был очень сильный курс. Алик Данилов, Саша Тимошенко, Валера
Головин, Валера Зажигин, Олег Бутаков. А чуть помладше учились Федя Липс,
Саша Скляров. Со Скляровым мы в одной комнате жили. Я что хочу сказать про
студенческие годы: ведь и время было лихое, стипендии маленькие, кто-то
может быть и хорошо жил, а в основном – от стипендии к стипендии. Ну, что
говорить, отец мне присылал двадцать пять рублей, да стипендия двадцать
восемь. Вот чуть больше пятидесяти на месяц и всё. Но, несмотря на
трудности, мы всё делали на «отлично». Сдавали экзамены, гуляли, сабантуи
устраивали, играли концерты. Концерты, вообще, только свистни - поехали
играть. У нас небольшая группа была, в том числе и Скляров. Всегда в форме,
всегда в порядке. Тогда был концертный отдел в институте и самое золотое
время это, конечно, перед праздниками.
- Ещё и зарабатывали?
- Конечно! Десять рублей за выступление. Больше чем у Аллы
Пугачёвой в то время. В общем, всё успевали: и картошку жарить, и суп
варить, и к экзаменам готовиться. А по специальности я занимался всегда.
Утром пораньше сел, отдал полтора часа и уже спокойно себя чувствуешь.
Удастся потом поиграть – хорошо, не удастся – ничего страшного, что-то уже
выучил. Самое главное, тяга к занятиям была. В институтском подвале были
классы, вот туда вечером забьёшься и занимаешься. Пока там вахтёрша все
этажи обойдет - тебя последнего выгонит.
- Когда учились, любимые дисциплины были?
- Мне очень запомнились оркестровые занятия. Сергей Михайлович Колобков
вёл тогда оркестр. Занятия проходили весело, без всяких нравоучений. Много
концертов играли, да и оркестр уже был сильный. Сейчас-то должен ещё сильнее
быть, потому что все специалисты сидят, а тогда баянисты могли играть на
домре альт, например. Потом, я много слушал выдающихся исполнителей. Это и Биешу, и Докшицер ,и Рихтер, и многие другие музыканты. Подделывали пропуска
в консерваторию, на резинке вырезали штамп (ну, простят меня, я думаю) и
бегали в консерваторию. Где-то там, на галёрке на ступеньках сидел-не сидел,
так стоял, но все значимые концерты мы посещали. Надо сказать, что и в
институте система была налажена хорошо, и профком работал очень чётко. Если
есть желание, на любой концерт можно было попасть, а если нельзя, то, вот,
резиновый штамп и выручал.
- Сегодня педагогическая деятельность стала основной. Когда Вы
начали преподавать?
- С 68-го года. Сначала в гнесинском училище преподавал три
года, потом, по
|
| С учениками музыкальной школы |
распределению три
года работал в институте культуры, который теперь называется Унивеситетом
культуры. А с 71-го года работаю здесь в Академии им. Гнесиных. Но основное
место работы у меня – институт им. А. Шнитке, там я заведую кафедрой, и ещё
я преподаю в музыкальной школе им. В. В. Андреева. И ты видишь, я только рот
открыл, ученики уже всё понимают. А почему? Да потому, что они у меня уже по
четыре, по пять лет отучились, прежде чем в Академию поступить и знают мои
требования.
- В любые времена можно было услышать фразу: "Эх, не та
молодёжь нынче пошла." Разница в студентах тех лет и студентах сегодняшних есть?
- Грех об этом говорить, но мне кажется, что раньше студенты были более
активнее, расторопнее.
|
| Со своими студентами |
- Сейчас они кажутся прагматичнее?
- Да, конечно. Вот смотри: сейчас на конкурс силком не затянешь,
если нет материальной выгоды, а раньше все старались на конкурсе поиграть. В
этом тоже была своя прагматичность.
Если ты на конкурсе получишь какую-нибудь премию, ты уже лауреат и
можешь себе сделать концертную ставку и выступать с концертами, т.е.
зарабатывать. Сейчас вся система концертных организаций развалилась и стимул
сделать какой-то карьерный рост уже гораздо меньше.
|
| Перед отъездом на Международный фестиваль |
- В скольких конкурсах Вы принимали участие?
- В моей жизни было три конкурса. О конкурсе артистов эстрады в 63-м
году мы уже говорили, а потом, в 68-м, был Международный фестиваль молодёжи
и студентов в Софии и в его рамках проводился Международный конкурс
исполнителей на национальных инструментах. А до этого очень серьёзный отбор
был в Москве. Очень серьёзный. В общем на конкурс из балалаечников поехали я
и Миша Данилов из Санкт-Петербурга, а из домристов – Саша Цыганков. Уровень
был очень высокий. Ну, достаточно сказать, что Зураб Соткилава туда ездил,
Татьяна Гринденко. Сильные музыканты. В общем-то, хоть это и называлось
отбором, на самом деле это был Всесоюзный конкурс для тех, кто хотел попасть
на Международный конкурс. Вот. И потом, 72-й год – Первый Всероссийский
конкурс исполнителей на народных инструментах и исполнителей народной песни.
Лауреаты I премии: Болдырев, Цыганков, Вольская, Слепокуров.
- Хорошая компания.
- Да, неплохая.
- Ну и, конечно, начались гастроли. Активная в этом смысле у Вас была
жизнь?
- Тогда существовали Росконцерт, Госконцерт, Союзконцерт и т. д.
У них были планы, графики и списки артистов. Вот, когда я получил Первую
премию меня поставили в гастрольный график Росконцерта. Потом я поступил в
Московскую филармонию. Это у
меня последние годы основная работа педагогическая, а так всегда была
концертная. В общем, раз поставили в график это значит – определённое
количество концертов в год по всей России – будь любезен. Потом, со временем
и Союзконцерт начал планировать мои концерты. А это уже концерты в
республиках тогдашнего СССР. Ну, а когда началась перестройка, всё стали
перекраивать и теперь Росконцерта нет, Госконцерта нет. Всё закончилось.
- Но воспоминанья-то остались? Какой-нибудь концерт особенный
помните?
- Конечно. Был у меня концерт в Свердловске (Екатеринбург). Ну, я
не открою Америку, если скажу, что Свердловская школа и Московская между
собой всегда конкурировали. Блинов в Свердловске и Нечепоренко в Москве.
Вот. Я приехал на концерт с Ларисой Готлиб. Выхожу на сцену и вижу – вся
свердловская кафедра пришла. Вольская, Блинов, другие педагоги. Сидят с
таким видом, мол, посмотрим, что ты нам сыграешь. Это катастрофа была. Как я
начал играть, честно говоря, не помню. Но потом разошёлся, пришёл в себя и
играл достаточно свободно. Справедливости ради, должен сказать, что после
первого отделения Евгений Григорьевич Блинов пришёл за кулисы поддержал.
«Молодец, Володя всё хорошо.» И второе отделения я уже отыграл без волнения.
В общем, я хочу сказать, что были такие площадки, где душа в пятки уходила.
А самые первые
гастроли у меня были по пермской области. Концертов 18-19. По всем районам
области проехал. Каждый день куда-то переезжаешь, зима, пурга. Но играть
сольные концерты мне понравилось. Потом география расширилась.
- За любым талантливым солистом стоит талантливый концертмейстер. С кем
работали Вы?
- Четыре концертмейстера у меня было в жизни. Лариса Готлиб, Валя
Зеув, Саша Токарев и последнее время работал с баянистом Толей Сениным. В
России остались только Лариса Готлиб и я.
|
| Выступление по японскому телевидению |
- Не раскрыть ли нам карту мира? Что с заграницей?
- А за границу я ездил в основном в концертных группах. Там сольных
концертов у меня не было, естественно, а были выступления в сборных
концертах. Во многих странах я побывал. И Япония, и Америка, и в европейских
странах были выступления, в Монголии даже дважды был. Но первая поездка с
профессиональной группой была в Италию. Чудесные воспоминания. Теперь не
могу есть апельсины.
- Почему?
- Ну, раньше в Москве мы могли только к празднику купить апельсины, а
там мы их с ветки срывали и ели.
- Объелись в общем?
- Ну да. Ещё вспоминается как
одна графиня усыновить меня хотела.
- Вот как? Вот с этого места по подробней, пожалуйста.
- Я играл Вариации на тему Паганини. Это было на Сицилии. Там шёл
танцевальный фестиваль и со всего мира приехали коллективы. Я играл пару
сольных номеров в программе нашего коллектива. И вот, после концерта
приходит бабуля, старенькая, с палочкой и трогает меня. Проверяет – живой я,
настоящий или нет. А потом через переводчика говорит: «Я живу одна, а, вот,
мальчик хороший, я б ему всё наследство оставила.» Но, ты понимаешь, какое
там могло быть усыновление. Или
вот, помню: едем в поезде. У нас танцевальный ансамбль и фольклорный. Ну,
наши девчата разорались как всегда - песни стали горланить. Вдруг поезд
остановился. Почему, никто не знает. Вокруг какие-то сады. Оказалось –
апельсиновые. Прибегает машинист. А он, оказывается,
был коммунистом и, узнав, что у него
в поезде люди из России, прибежал посмотреть на настоящих коммунистов. Мы
что-то сыграли ему, что-то спели и он выбежал на улицу, перелез через
ограждения нарвал апельсинов и принёс нам. А потом поехал.
- Ну, а мы, пожалуй, переедем из Италии в Россию. Как с
балалайкой у нас дело обстоит сегодня?
- Плохо дело у нас обстоит, плохо. Я всегда говорил, что любой
инструмент характеризуется написанной для него музыкой. У нас музыки для
балалайки очень и очень мало. Хорошей я имею в виду. Очень мало
произведений, которые были бы написаны серьёзными композиторами.
- Я как-то подумал о том, что мы уходим от национальной музыки как
таковой.
- Да не уходим, а уже ушли. Вот какая штука получается: уже даже
в Москве в училище почти не играют народные обработки, а уж импровизировать
или подбирать какую-то музыку - вообще не умеют. Получается: мы не в
серьезной музыке и не в народной.
Безусловно, должны обрабатывать народную музыку, но не в
танцевально-частушечном стиле, а на самом высоком и современном музыкальном
уровне. Но здесь опять мы возвращаемся к тому же вопросу: кто этим будет
заниматься? То есть тупик, не побоюсь этого слова. В общем,
мы приходим всё к той же мысли – в программе композиторских
факультетов должно быть в обязательном порядке написание музыки для народных
инструментов. Вот тогда, может быть, что-то изменится в лучшую сторону.
- А в Академии на Учёном
совете шёл об этом разговор?
- Не только в Академии, но и
в министерстве этот вопрос поднимался неоднократно, но никакого ответа до
сих пор нет. Хотя нельзя сказать, что композиторов совсем не интересуют наши
инструменты. Вот у меня студент играл 3-ю сонату Кусякова в Доме
композиторов и один из композиторов пришёл послушать, а потом попросил ноты
произведений для балалайки. Мы дали ему Концерты Шишакова, Марчаковского и
Василенко, чтобы он познакомился с тем как пишут для балалайки. Ему
понравилось, и довольно скоро он написал очень хороший Концерт для балалайки
с симфоническим оркестром. Композитор этот – Броннер. Ну, а раз такое
произошло, значит, дело наше не совсем пропащее.